Масло для двухтактных двигателей: соотношение и бензина для двухтактных двигателей

Масло для двухтактных двигателей существенно отличается от того, которое заливается в четырехтактный агрегат. И если вы являетесь владельцем небольшого транспортного средства – будь то мотоцикл, снегоход, мопед или моторная лодка – то вам известно, что заливать в него нужно особое смазочное вещество. Его состав и свойства напрямую влияют на мощностные и эксплуатационные возможности средства передвижения; к тому же, использование правильно подобранной жидкости значительно увеличивает ресурс движка. Так почему же двухтактные установки нуждаются в специальном виде масла? Попробуем разобраться.

В чем отличия масел?

Рабочий процесс любой силовой установки состоит из четырех основных этапов:

  1. впуск (снижение поршня в нижнюю мертвую точку, наполнение цилиндра топливно-воздушной смесью);
  2. сжатие (поднятие поршня в верхнюю мертвую точку);
  3. воспламенение жидкости;
  4. выпуск.

В четырехтактном моторе рабочий цикл совершается за 2 оборота коленчатого вала, в двухтактнике – за один. Т.к. на втором типе двс отсутствует система смазки, а необходимость в защите механизмов от преждевременного износа все-таки сохраняется, инженеры предусмотрели смешивание бензина с моторным маслом. В этом случае получается, что роль смазки отводится двум ингредиентам.

Масло, используемое в четырехтактных установках, ввиду особенностей состава при смешивании с топливом полностью теряет свои свойства и перестает обеспечивать должный уровень защиты.
Такая особенность недопустима для рассматриваемого нами варианта двс, ведь, если смазка потеряет свои эксплуатационные качества, мотор быстро перегреется и выйдет из стоя. Нетрудно догадаться, что смесь масла и бензина в 2тактных установках должна функционировать максимально эффективно, поэтому использовать для этих целей смазку, предназначенную другому типу двигателя, запрещено.

Состав моторной смазки

Для того, чтобы масло для двухтактных двигателей наилучшим образом циркулировала внутри силовой установки и защищала ее от преждевременного износа, в ее состав входит специальный пакет присадок, причем для четырехтактных моторов он один, для двухтактников – другой. В рассматриваемом нами случае обязательным ингредиентом должен быть растворитель. Именно с его помощью происходит однородное смешивание масла с топливом, облегчается распыление и прокачка рабочей смеси.

Использование растворителя одновременно улучшает и ухудшает свойства масла.
Как это может быть? Да очень просто: несмотря на то, что он позволяет достичь эффективного распределения смазки внутри силовой установки, он разрушающе воздействует на смазывающие способности моторной жидкости. Т.к. растворителя в составе масла около 20 %, для нейтрализации его негативного воздействия требуется большой коэффициент вязкости. Стоит учитывать данную особенность при выборе подходящей продукции.

Моторный смазочный материал должен иметь следующее соотношение ингредиентов в своем составе:

  • масляная основа – 60 %;
  • растворитель – 20 %;
  • вакуумный остаток (образующийся в результате первичной дистилляции нефтепродуктов) – 5-17 %;
  • дополнительные присадки – 3-15 %.

Требования к технической жидкости

Подбирая масло для 2 тактных двигателей, важно знать, какими особенностями она должна обладать, чтобы обеспечить максимальный эффект от использования. Вот, три основных требования к таким техническим жидкостям:

  1. Смазка должна выгорать полностью, в противном случае, внутри рабочей зоны будет образовываться большое количество золы и кокса, которые будут снижать ресурс транспортного средства;
  2. Масло, применяемое для 2 тактных двигателей, должно полностью растворяться в рабочей смеси;
  3. Смазочный материал, заливаемый в рабочую зону техники, должен обладать превосходными антикоррозийными и смазывающими свойствами. Причем защитная пленка должна также обеспечивать прочность смазывающего слоя в условиях высоких температур.

Не стоит забывать и о безопасности окружающей среды: важно, чтобы масло, случайно попавшее на почву, не наносило ей вреда.
Поэтому масло для двухтактного двигателя должна соответствовать стандартам 2Т и ТС-W3. Данные стандарты также предусматривают мгновенную растворяемость смазки в случае ее попадания в воду.

Распознать нужное масло среди небезопасных аналогов помогают не только соответствующие надписи на этикетках канистр, но и синий цвет, хорошо различимый даже при смешивании смазки с топливно-воздушной смесью.

Моторное масло стандарта 2Т применяется для двухтактных двигателей, имеющих воздушное охлаждение. Такие моторы устанавливаются в бензопилы, газонокосилки и легкие мотоциклы.  Смазочные материалы типа ТС-W3 используются в гидроциклах и моторах подвесного типа, оборудованных системой водяного охлаждения.

Как выбрать подходящий ГСМ?

Если залитое в движок масло было подобрано неправильно, распознать это позволит большое количество нагара в цилиндрах установки, быстрый износ трущихся элементов и закоксованность колец поршневой группы. Чтобы подобные симптомы некачественного состава прошли мимо вашей моторной техники, следует уделять особое внимание требованиям производителя и не использовать первый попавшийся под руку продукт.

Так какое масло выбрать? Во-первых, то, которое рекомендует производитель двухтактника; во-вторых, то, которое соответствует эксплуатационным условиям техники.

Также обращайте внимание на его состав: масло должно содержать минимум присадок на металлической основе, а то и вовсе не иметь их в числе ингредиентов.
Дело в том, что они образуют золы, обладающие абразивными свойствами. Они накапливаются на наконечниках моторных свечей, вызывая калильное зажигание: возгорание смеси происходит не от подачи искры, а в следствие взаимодействия перегоревших зольных отложений.

Кстати, если вы хотите, чтобы ваша техника обладала хорошими мощностными и эксплуатационными качествами еще не один год, не заливайте в нее «отработку». Даже старые бензопилы, сделанные еще в СССР мопеды или легко нагруженные лодочные двигатели нуждаются в качественной смазке.

И напоследок

Моторное масло для 2 тактных двигателей должно соответствовать руководству по эксплуатации. Для простых двигателей производители чаще всего выставляют менее строгие требования, допускающие использование дорогой синтетики или дешевой минералки. Разница в работе устройства ощутима не будет, исключение составит лишь продолжительность сохранения потребительских свойств – у натуральной химической основы она будет гораздо меньше, чем у синтетического аналога.

В тех случаях, когда для двс выставляются строгие ограничения, пренебрегать ими опасно.
Даже если, например, производитель техники указал на использование синтетического масла типа ТС-W3, минералка с теми же параметрами не подойдет. И понять это будет можно по закоксованности конструктивных элементов и заметном падении мощности движка.

Чтобы транспортное средство или легконагруженное оборудование работало исправно в течение всего срока эксплуатации, стоит с особой внимательностью подходить к его техническому обслуживанию. Нельзя опираться на мнения продавцов-консультантов или «народных умельцев», раздающих советы в сети Интернет. Всегда руководствуйтесь требованиями производителей и не отклоняйтесь от прописанных ими параметров.

Ссылка на основную публикацию